Дислалия у детей - виды, диагностика и коррекция

Болезнь, связанная с дефектами звукопроизношения при нормальной артикуляции и хорошем слухе, называется дислалией (dyslalia). В древности эту патологию именовали косноязычием. В основном заболевание диагностируется у детей дошкольного возраста. Это самое распространенное нарушение речи в логопедии. Патология встречается у каждого третьего ребенка 5-6 лет.

Что такое дислалия

Dyslalia в переводе с греческого языка означает «нарушение речи». В современной медицине дефекты звукопроизношения объединяют несколько отклонений: замена звуков при произношении, их отсутствие, искажение или смешение.

Главная особенность патологии – пациент физически полностью здоров, но во время общения меняет или «проглатывает» буквы.
Что такое дислалия

Механизм развития фонетических дефектов

Основополагающими факторами зарождения болезни выступают совокупность социальных условий и аномалии строения зубов, челюстей, губ, языка. Дефекты речи бывают врожденными и приобретенными. В первом случае причина развития патологии – болезни зубочелюстной системы.

Приобретенные формы дислалии развиваются в течение жизни ребенка при неправильном воспитании, педагогической запущенности.

Классификация дислалии

Учитывая причины дефектов речи, врачи выделяют функциональную форму патологии и органическую (механическую). Первая связана с обратимыми аномалиями, возникшими в коре головного мозга, вторая – с неправильной анатомией голосового аппарата (артикуляционного). Существует еще физиологическая (возрастная) форма заболевания. Она связана с неправильным фонематическим восприятием речи. Физиологическая аномалия исчезает к 5-летнему возрасту без лечения.

Функциональная дислалия делится на сенсорную (ребенок не различает похожие звуки) и моторную (пациент неточно задействует язык или губы). В случае развития сразу двух нарушений логопеды диагностируют сенсомоторную форму патологии. Виды дислалии, в зависимости от несформированных звуков:

  • артикулярно-фонетическая (некорректное звуковое оформление речи – йотацизм, хитизм, ротацизм и другие);
  • артикулярно-фонематическая (нарушение произношения сонорных, шипящих, свистящих звуков, а также их замена и смешение, например, паракаппацизм, призубный парасигматизм и прочие);
  • акустико-фонематическая (неправильное восприятие слов).
Классификация дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии

Характеристики речевых нарушений:

  • Искажение звучания некоторых слов. При этом лексика и грамматика не страдают. Характерно при функциональной dyslalia.
  • Пропуск звуков. Подразумевается полное отсутствие определенной позиции, находящейся в какой-то части слова.
  • Замена букв. Наблюдается постоянное их замещение из-за невозможности отличить звук (фонему).

Причины нарушения звукопроизношения

Факторов, провоцирующих дефекты речи, существует несколько:

  • Причины дислалии органической отличаются от функциональных нарушений неправильной анатомией речевого аппарата у ребенка.
  • Приобретенная форма патологии возникает из-за травм, полученных при рождении или на протяжении последующей жизни.
  • Наследственная дислалия характеризуется передачей аномалий строения артикуляционного аппарата по родственной линии.
  • Врожденная форма болезни формируется еще на этапе внутриутробного развития.
Механические и функциональные причины нарушения речи

Этиология механической дислалии

По анатомическому расположению логопеды выделяют несколько причин развития механической формы болезни:

  • Нарушение развития зубочелюстной системы. У пациентов часто наблюдаются дефекты положения пародонта, зубов, слюнных желез, челюстей, прикуса.
  • Аномалии строения губ, языка. Включают слишком короткую подъязычную связку, рубцы в области полости рта, препятствующие нормальному произношению, осложнения после стоматологических операций и другие нарушения.
  • Аномалии твердого и/или мягкого неба. Характеризуются низким или аркообразным сводом, расщеплением или полным отсутствием маленького язычка.
Этиология механической формы заболевания

Причины функциональных дефектов речи

У пациентов с дислалией этой формы нет проблем с иннервацией речевого аппарата, сохранен и физический слух. Причины функциональной патологии:

  • Биологические факторы. Характеризуются соматической ослабленностью здоровья из-за хронических заболеваний, авитаминозов, частых инфекционных болезней. Задержка психоречевого развития выражается в ослаблении речедвигательного и речеслухового анализатора.
  • Социальные факторы. Включают неправильные воспитательные процессы. Дошкольники подражают лепетанию родителей, усваивают дефектные речевые образцы (картавость, шепелявость и другие).
Биологические и социальные причины заболевания

Диагностика устной речи

Выявление заболевания начинается с опроса. Логопед выясняет у матери маленького пациента особенности течения беременности и родов, болезни ребенка, состояние его опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения. Диагностика включает следующие мероприятия:

  • выявление дефектов звонкости звуков и мягкости произношения;
  • изучение характера нарушения произношения (отсутствие, смешение, замена, искажение);
  • выявление дефектов разных позиций (в открытых и закрытых слогах, текстах, фразах, словах);
  • определение состояния слуховой дифференциации фонем (фонематического слуха).
Если выявлена функциональная дислалия, то ребенку требуется консультация невролога. При механической форме заболевания пациента направляют на прием к ортодонту, стоматологу-хирургу.

Дифференциальная диагностика проводится со стертой дизартрией. Чтобы исключить тугоухость у малыша, ему требуется консультация отоларинголога.

Лечение

Если дислалия у ребенка вызвана анатомическими нарушениями, то будет назначено хирургическое устранение дефекта (удаление зубов, подрезание уздечки и другие методы), а потом требуется наблюдение у ортодонта. В случае выявления функциональной формы заболевания на первом этапе необходимо развивать моторику при помощи логопедического массажа, артикуляционной гимнастики и других методов коррекционной работы.

Прогноз заболевания благоприятный. Если расстройства произношения не связаны с поражением головного мозга, то вылечить ребенка удается за 6-9 месяцев.

Важно, чтобы с маленьким пациентом занимался не только логопед, но и члены семьи. Дома ребенок должен слышать безупречное звукопроизношение.

Методика коррекционной работы при дислалии у детей

Основная цель работы логопеда – коррекция навыков правильного произношения. Она состоит из трех этапов: подготовительного, формирования первых навыков произношения и развития коммуникации. Если у ребенка диагноз «моторная дислалия», то первой ступенью коррекции будет совершенствование речевой моторики.

При сенсорной форме патологии поводится формирование фонематических процессов. Второй этап коррекционной работы характеризуется постановкой изолированного звука (с помощью логопедических зондов и/или по подражанию) и развитием его автоматизации.

Заключительная часть лечения – это формирование привычки безошибочно применять отработанные звуки в повседневной жизни. Занятия с логопедом проводятся 2-3 раза в неделю. Длительность лечения зависит от сложности процесса. При простой дислалии (мономорфной) ребенок начинает выговаривать все звуки, перестает шепелявить через 1-3 месяца, при сложной (полиморфной) – коррекция длится до 1,5 лет.

Этапы коррекции произношения звуков

Профилактика

Для ребенка важно слышать правильную речь. Поэтому самое первое профилактическое мероприятие – окружение малыша безупречными речевыми образцами, которым он сможет подражать. Другие меры профилактики дислалии:

  • регулярное посещение стоматологии;
  • своевременное выявление аномалий строения артикуляционного аппарата;
  • наблюдение у педиатра;
  • контроль над психическим состоянием малыша.

Видео

Опрос Доверяете ли вы современной медицине?
Спасибо за ответ
Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Статья обновлена: 11.09.2019

Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
Похожие статьи